Интервью с Павлом Горбуновым о VolBIT для МОлИнА

1) Почему вы ушли из сферы бизнеса и обратились к некоммерческой сфере? Какой ваш интерес? 

Меня зовут Горбунов Павел, я коренной вологжанин, учился в 20, затем в 21 школе на льнокомбинате. После школы работал токарем на заводе, затем 2 года служба в рядах СА. Затем учеба в вологодском политехническом институте на кафедре АВТ. Работа в бюро САПР завода Мясомолмаш, управлении информатизации местного отделения Центробанка - 18 лет. В 2012 году - НИП Адрэм, в 2017 - ВРОО "Созидание". Наш ключевой проект компьютерный клуб VolBIT. Сын пошел по моим стопам, закончил ВМЛ, ВоГУ, работает в цифровой сфере. Дочь закончила ВМЛ, сейчас учится в школе дизайна ВШЭ в Москве. Так что у нас династия.

В бизнесе основное - прибыль, зарабатывание денег. Не хочется замыкаться только на финансах. Я ушел в образование, потому что это формирование, построение будущего, то, каким мир будет завтра и послезавтра. Хочется на это влиять.

2) Насколько я понимаю, у Вас нет педагогического образования, как Вы находили подход к детям? Что на ваш взгляд определяет настоящего педагога? 

Да, профессионального педагогического образования у меня нет. Поэтому использую личный опыт, книги, курсы. В эпоху интернета есть все в открытом доступе. Кроме того в нашей команде VolBIT есть педагоги. Но костяк составляют технологические энтузиасты - студенты, школьники, которые увлечены и любят цифровые технологии. Которые понимают, как все устроено изнутри и которые вовлекают новых единомышленников, открывая им дорогу в цифровое творчество. Важно разжечь интерес, в школе многим просто напросто скучно и тоскливо. 

 

3) Вы очень часто говорите о том, что Вы не просто преподаёте языки программирования, а делаете нечто большее, формируете определённую культуру, взгляд на мир. Можете рассказать об этом?

Мы развиваем цифровое творчество. Раньше дети играли в песочнице, а сейчас они играют в гаджеты. Инструменты поменялись, но суть осталась. Нужны выразительные средства, которые позволяют ребенку творить, созидать, экспериментировать, не боясь что-то сломать и испортить. 

Программирование - новая грамотность. Не все будут программистами. Но человек, кот. не понимает, как устроен цифровой мир, не умеет пользоваться цифровыми сервисами - обречен на прозябание в современном мире. Раньше надо было уметь пользоваться луком и стрелами, разводить костер, возделывать землю. Потом - водить машину, стоять у станка или на конвейере. Сейчас - пользоваться поиском, яндекс-такси, делать покупки в интернете, формировать автоплатежи, находить друзей и единомышленников не только на соседней улице, а в любой точке земли, где есть интернет. Формировать комфортную цифровую среду под себя, под свои способности и интересы. Это базовые навыки, без которых немыслима жизнь современная человека. 

4) Давайте поконкретнее остановимся на этапах развития ребёнка в вашей среде. С чем он приходит к Вам, какие контрольные точки проходит, какой получает результат на выходе?

В данный момент мы фокусируемся на детях младших классов. Потому что они более восприимчивы к новому, менее зашорены различными стереотипами. Это как бетон. С ним удобно работать, пока он жидкий. Когда он затвердел - он меняет свои свойства и выполняет совсем другую, тоже полезную функцию, но другую. 

Мы развиваем, культивируем любознательность. Без нее ничего не случается. Ребенок должен увидеть чудо, по настоящему удивиться. После этого у него возникает внутренний интерес, которому по плечу покорить любые вершины. Важно его поддержать, направить в правильное русло. Научить не бояться действовать, делать. Джобс в подростковом возрасте, в 12 лет позвонил Биллу Хьюллету и убедил его дать ему нужные детали. Некоторые люди всю жизнь работают на нелюбимой работе, ругают всех и вся. Так делать не стоит. Надо научить с детства бороться за свою свободу и за свое счастье.

Затем важно развивать настойчивость, терпение, трудолюбие. Это основа основ, без труда, интеллектуальных усилий над собой ничего не достичь. Не сдаваться, искать причины неудач, анализировать ошибки, чтобы в конечном счете достичь результата. Поэтому свое дело - это призвание, то что вы действительно любите, то чем вы одержимы. Также важен наставник, который заражает своим примером и может дать нужный совет.

Важно не зацикливать на одном обучении, натаскивании на умении программировать или собирать роботов. Мы ставим своей целью воспитание общечеловеческой культуры ребенка, умении быть лидером, патриотом своей страны, уметь нести ответственность за свои слова и поступки, работать в команде.

5) Вы обеспечены многим оборудованием, у Вас есть педагоги, кстати, даже в районах. Всё это деньги, большие деньги, Вы получаете президентские гранты, но ведь есть вероятность, что Вы их не получите. Насколько такая финансовая модель комфортна, насколько она учитывает риски? 

Мы сознательно занимаемся социальным предпринимательством. Это наша ниша, наша бизнес-модель. Мы используем гранты, но стремимся стать самоокупаемыми.

Социальное предпринимательство — это разновидность бизнеса, где главной идеей является решение социальных проблем, помощь людям. В отличие от чистой благотворительности здесь важна идея самоокупаемости и прибыльности проекта. Признаки социального бизнеса:

  • социальная направленность (разрешение или облегчение проблем людей);

  • новизна подхода (поскольку старые способы, обычно предлагаемые государством, не работают, то нужно искать новые решения);

  • тиражируемость (возможность передавать опыт другим предпринимателям страны и даже всего мира);

  • самоокупаемость (возможность работать без спонсорской помощи);

  • прибыльность (чтобы бизнес мог развиваться, а его владелец – кушать, проект должен приносить деньги).

6) Сейчас приоритет в Вашей работе отдаётся детям из районов. Как выстроена система взаимодействия с ними, сколько районов охвачено и будет охвачено в ближайшее время? 

Сейчас у нас 7 районов. Бабаево, Бабушкино, Тотьма, Тарногский городок, Кириллов, Нюксеница, Вологодский район. Связь идет с школами и домами детского творчества. Стараемся опираться на энтузиастов - увлеченных своим делом людей. Также используем волонтеров - старшеклассников, которые планируют поступать в вузы на ИТ-специальности и готовы обучать детей младших классов. Административный ресурс в виде районных администраций, директоров школ используем в разумных размерах. Сейчас оборудование - ноутбуки и вай-фай роутеры переданы в 3 района в безвозмездное пользование на один год. Если будут достигнуты результаты в виде обучения детей цифре - оставим оборудование и дальше. Если нет - передадим в другой район.

На очереди еще районы. Сокол, Грязовец, Шуйское, Вожега, Харовск. Там где есть наши единомышленники, поэтому будем в них развивать цифровое творчество. На это направлен наш новый проект "Цифровая грамота", заявку по которому направлена в Правительство области.

7) Мы слышали про успехи ребят, которые участвовали в Ваших мероприятиях, но всё-таки это частности. Можете рассказать про какие-то систематические успехи, про то самое формирование среды технических энтузиастов? 

Нет, не могу рассказать про систематические успехи. Формирование среды технологических энтузиастов - это длинная история. Ребенок вынашивается девять месяцев и ускорить этот процесс невозможно. Также и у нас. Когда наши ученики вырастут, поступят и окончат вузы, станут работать. Тогда и можно будет увидеть конечные результаты нашей работы сегодня. Но если этим не заниматься сейчас риски того, что результата достигнуто не будет значительно увеличиваются.

8) Я знаю, что к педагогической работе Вы привлекаете студентов профильных направлений. Почему так? Как Вам удаётся из программистов сформировать педагогов? Всё-таки многие технари склонны быть интровертами.

Для ребенка важен авторитет преподавателя. Если он видит, что преподаватель может научить его тому, чем он усиленно интересуется, он будет его внимательно слушать и делать, то, что он говорит. Интроверты прекрасно учат детей. Им не надо выступать с трибуны и быть душой компании. Их задача - удивить детей, вдохновить детей, открыть им новые горизонты. Показать что невозможное возможно. Привить навык настойчивости, логического и системного мышления.

9) Вас можно смело назвать предтечей МолИнА, как Вам это удалось, интересно посмотреть на самих же себя со стороны.

Это практический способ получить обратную связь от тех, для кого ты делаешь свое дело. В моем случае - от детей и родителей. Мы делаем мероприятия, затем рассказываем о них, показываем их. Таким образом новые родители и дети узнают о них, а те, кто занимается - дают фидбек. Что хорошо, что плохо. Или игнорят, ставят дизлайки. Это позволяет двигаться дальше более эффективно с учетом ошибок.

Автор интервью: Богдан Стешук

Видеограф: Демид Морозов

10) Ваши дальнейшее планы, все-таки Вологда станет роддомом стартапов и кузницей кадров для всей IT-отрасли?

Да, я в это верю. Стартапы конечно это редкая история, она требует находиться в центре событий, где сосредоточены человеческий капитал, предпринимательская среда, сообщество и финансовые ресурсы. А вот кузница кадров несомненно да. Для этого у нас есть все возможности. Впереди много работы и мы этому очень рады. Ждем своих единомышленников, чтобы делать это дело вместе.

© 2015 - 2020 ВРОО «Центр популяризации научно-технического творчества в молодежной среде"Созидание».

serebro[1].png
Лицензия Созидание 1.png
Баннер Точка отсчета 2019.png
Согласованный логотип.jpg